Тема № 1
Тема № 1
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, КАК СИСТЕМА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ.
ГО как состовная часть системы
Учебные вопросы
1. История становления и развития гражданской обороны
2. Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
3. Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороны. Организация гражданской обороны Российской Федерации. Руководство гражданской обороной. Силы гражданской обороны.
4. Структура гражданской обороны на объектах экономики. Основные задачи гражданской обороны объекта. Силы гражданской обороны объекта и их функции.
Литература.
1. Гражданская оборона: сложный этап развития //Гражданская защита.-2005.-№10.-С.18-20./ В. Н. Новиков
2. Защита населения в ЧС/А.С.Гринин.
3. Об основных направлениях государственной политики в области гражданской обороны/ Г. Кириллов, Н.Долгин // Гражданская защита.-2004.-№12.-С.29-33.
4. Основы гражданской защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций./Б.С.Мастрюков, 2004.-С.230-236..-68.69,73
5. Федеральный закон РФ "О гражданской обороне" №28-Ф3 от 12 февраля 1998 года Еремин М.Н. Основы гражданской безопасности/М.Н.Еремин.2002.-С.271-278.
1 вопрос. История становления и развития гражданской обороны.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Из вышеназванного определения ГО мы должны чётко уяснить, что когда речь идёт о гражданской обороне - подразумевается военное время (ведение военных действий).
Подготовка государства и объектов экономики к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники средств защиты населения, а ведение гражданской обороны начинается с момента начала военных действий или введения военного положения.
Откуда, с какой даты берёт начало гражданская оборона?
Предшественницей её являлась местная противовоздушная оборона (МПВО) страны, которая юридически была оформлена 4 октября 1932 г. с выходом постановления СНК СССР, утвердившего Положение о противовоздушной обороне на территории СССР.
Первым начальником местной противовоздушной обороны страны был назначен начальник Управления ПВО РККА комдив Медведев Михаил Евгеньевич (1898-1937 г.г.).
МПВО предназначалась для обеспечения защиты населения от воздушного нападения противника. Согласно положению общее руководство МПВО в центре возлагалось на Народный комиссариат по военным и морским делам (с 20 июня 1934 года Наркомат обороны СССР), а на территории военных округов - на командующих войсками округов.
Документом предусматривалось подразделять основные мероприятия местной ПВО на подготовительные и боевые.
Подготовительные мероприятия включали:
- обучение населения способам противовоздушной и противохимической защиты;
- создание и подготовку на объектах народного хозяйства специальных формирований;
- строительство убежищ и приспособление под них заглубленных помещений;
- создание и накопление средств индивидуальной защиты;
- развитие средств оповещения и связи и др.
При введении угрожаемого положения должны были осуществляться боевые мероприятия:
- оповещение объектов и населения об угрозе воздушного нападения противника;
- маскировка и светомаскировка пунктов и объектов ПВО;
- выдача населению противогазов;
- организация защиты людей, животных, материальных ценностей и уникального оборудования, воды, продуктов питания, фуража;
- приведение в готовность формирований МПВО;
- обеспечение порядка и безопасности в населённых пунктах и на объектах.
В случае нападения противника с воздуха органы МПВО были обязаны подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение соответствующих мероприятий.
К началу Великой Отечественной войны местная противовоздушная оборона страны являла собой достаточно организованную, чёткую, современную для того периода систему. В целом она была готова к выполнению возлагавшихся на неё задач: свести к минимуму возможные потери и разрушения, обеспечить бесперебойную работу предприятий. И с этими задачами она успешно справилась в военную годину.
В условиях войны МПВО накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий.
В послевоенный период МПВО совершенствовалась с учётом появления оружия массового поражения. В 1946-1961 годы шёл поиск эффективных путей защиты населения и объектов народного хозяйства в случае применения вероятным противником такого оружия.
В разные годы систему МПВО страны возглавляли:
- Командарм 1 ранга Каменев Сергей Сергеевич (1881-1936 г.г.) - начальник Управления ПВО Наркомата обороны СССР - начальник Местной противовоздушной обороны страны в 1934-1936 годы.
- Генерал - лейтенант Осокин Василий Васильевич (1894-1959 г.г.) начальник Главного управления МПВО Наркомата внутренних дел СССР - начальник Местной противовоздушной обороны страны в 1940-1950 годы.
- Генерал - полковник Толстиков Олег Викторович (1905-1971 г.г.) - 1ый заместитель министра внутренних дел СССР по МПВО в 1955-1959 годы.
В июле 1961 года местная противовоздушная оборона страны переименована в Гражданскую оборону СССР.
Начальники ГО СССР:
- 1961-1972 годы - маршал Советского Союза Чуйков Василий Иванович (1900-1982 г.г.) - зам. Министра обороны СССР.
- 1972-1986 годы - генерал-армии Алтунин Александр Терентьевич (1921-1989 г.г.) - зам. Министра обороны СССР.
- 1986-1991 годы - генерал-армии Говоров Владимир Леонидович - зам. Министра обороны СССР.
- 1991-1992 годы - генерал-полковник Пьянков Борис Евгеньевич - зам. Министра обороны СССР.
С 1992 года штатная должность начальника Гражданской обороны СССР, как и штаб ГО СССР, в связи с происшедшими в стране политическими изменениями были упразднены.
С 1993 года начинается новый этап в развитии и совершенствовании системы гражданской обороны страны.
8 мая 1993 года издан Указ Президента Российской Федерации № 643 «О гражданской обороне». Указом предписано:
- руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности иметь в своих структурах специальные самостоятельные подразделения для проведения работы в области гражданской обороны;
- общее руководство гражданской обороной в РФ возложено на председателя Правительства Российской Федерации, который по должности является Начальником гражданской обороны страны;
- штабы гражданской обороны преобразованы в соответствующие штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Вопрос 2. Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
Президентом Российской Федерации, Государственной думой и Правительством Российской Федерации разработан и принят ряд законов и положений в области гражданской обороны, определяющие задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Законодательство РФ в области ГО;
Федеральный закон
«О гражданской обороне» от 12.02.1998 г № 28-ФЗ;
Указы президента РФ
«О создании Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)» от 10января 1994 г. № 66
«Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» от 27.05.1996 г. №784
(Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федерации)
Постановления Правительства РФ
- «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23.04.1994 г. №359
- «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» от 23.11.1996г. № 1396
- «О нештатных аварийно-спасательных формированиях гражданской обороны» от 10.06.1999 г. № 620
- «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10.07.1999 г. № 782
- «О федеральных службах гражданской обороны» от 18.11.1999 г. № 1266
«Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 г. №841
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны отражены в Законе № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Граждане Российской Федерации обязаны:
- проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- принимать участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
Вопрос 2. Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороны. Организация гражданской обороны Российской Федерации. Руководство гражданской обороной. Силы гражданской обороны.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии с Законом № 28-ФЗ «О гражданской обороне», руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образования, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий. Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально – производственному принципу.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
К силам гражданской обороны относятся воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К силам ГО объекта экономики относятся НАСФ объекта, которые создаются на каждом предприятии.
Нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны создаются для:
- проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ (АСДНР);
- первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживания населения, техники, зданий и территорий;
- срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения предприятия;
- восстановления и поддержание порядка в пострадавших районах.
Вопрос 3. Структура гражданской обороны на объектах экономики. Основные задачи гражданской обороны объекта. Силы гражданской обороны объекта и их функции.
Организационную основу гражданской обороны объекта составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной (руководитель ГО, органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, штаб гражданской обороны, эвакокомиссия и т.д.), а также их службы ГО, силы и средства ГО.
Руководство гражданской обороной на объекте осуществляется руководителем организации, являющимся по должности руководителем ГО. руководитель ГО осуществляет руководство гражданской обороной через органы управления (отделы, секторы, группы или отдельных работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Для выполнения мероприятий гражданской обороны, подготовки в этих целях сил и средств, управления формированиями ГО в ходе проведения АСДНР создаются службы ГО организации. Непосредственное руководство службами ГО осуществляют начальники служб, которые назначаются приказом начальника ГО из числа руководителей подразделений, на базе которых они созданы.
К основным задачам гражданской обороны объекта относятся:
1. В области гражданской обороны - повышение готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны объекта к выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения.
2. В области защиты производственного персонала от чрезвычайных ситуаций - реализация мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовку производственного персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях.
К силам ГО объекта экономики относятся НАСФ объекта (нештатные аварийно-спасательные формирования). В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О нештатных аварийно-спасательных формированиях гражданской обороны» от 10.06.1999 г. № 620, вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально - технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.
На объекте могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
В формирования зачисляются граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Разработана и утверждена нижеследующая организационная структура гражданской обороны:
руководитель гражданской обороны (РГО) –
заместители РГО:
- начальник штаба ГО,
- по эвакуации,
- по безопасности,
- по спасательным работам,
- службы, подчинённые непосредственно НГО:
- убежищ и укрытий,
- противопожарная,
- медицинская,
- противорадиационного и противохимического обеспечения.
Начальник штаба ГО руководит работой штаба ГО, являющегося органом управления и имеющем в своём составе: службу оперативного дежурного, группу оповещения и связи, и оперативно-разведывательную группу.
Зам.нач.ГО по эвакуации организует работу эвакуационной комиссии, которая разворачивает Сборный эвакуационный пункт и организует эвакуацию университета в загородную зону.
Зам.нач.ГО по безопасности руководит службой безопасности, которая организует охрану зданий и сооружений, а в необходимых случаях охрану общественного порядка на территории.
Зам.нач.ГО по спасательным работам руководит спасательной и инженерно-технической службами и организует спасательные работы и работы по восстановлению нарушенных коммуникаций жизнеобеспечения.
Нач.службы убежищ и укрытий организует подготовку убежища и подвальных помещений к приёму укрываемых и эксплуатацию убежища.
Нач.противопожарной службы организует противопожарное обеспечение в университете и руководит работой звеньев пожаротушения.
Нач.медицинской службы с помощью санитарных постов и медицинского эвакуационного пункта организует оказание до врачебной помощи пострадавшим, сбор и подготовку пострадавших к эвакуации.
Нач.службы противорадиационного и противохимического обеспечения организует получение, доставку, оптовую выдачу средств индивидуальной защиты другим учреждениям и индивидуальную выдачу СИЗ преподавателям, сотрудникам и студентам.