Муниципальное образование Одоевский район
Официальный сайт

О муниципальном образовании

Впервые Одоев упоминается в Новгородской летописи в 1380 году в связи с Куликовской битвой. На помощь татарам шли войска литовского князя Ягайло. По дороге они попытались взять штурмом Одоевскую крепость и были задержаны ее защитниками на три дня. А тем временем пришла весть о разгроме орды Мамая, и войско Ягайло вернулось домой, так и не дойдя до Куликова поля.
Основан же город Одоев еще раньше, в середине XIVвека, новосильским князем Романом, который, спасаясь от монголо-татар, перешел жить в Одоев и основал династию удельных князей Одоевских
Княжеский род Одоевских пошел от династии Рюриковичей, от черниговского князя Михаила Всеволодовича, внук которого князь Роман Семенович Новосильский перенес столицу княжества из Новосиля в Одоев и стал первым удельным князем Одоевским.
Находясь на рубеже литовских и русских владений, Одоев не раз становился ареной военных столкновений и переходил из рук в руки. 20 мая 1407 года город был захвачен и сожжен литовцами. Подчиняясь силе, одоевцы признали свое подданство великому князю литовскому Витовту, но 90 лет спустя, по договору, заключенному в 1494 году между Московским государством и Литвой, Одоевское княжество отошло к Москве.
В Одоеве были построены укрепления - город стал одним из форпостов оборонительной системы. Со временем границы нашего государства отодвигались все дальше на юг, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Оборонительные сооружения ветшали, разрушались, и к концу XVIII века сохранился только земляной вал.
В самом Одоеве находится городище времени XIV-XVI вв., расположенное на Соборной горке, получившей название по стоявшему здесь некогда Воскресенскому собору. С Соборной горки открывается вид на Упу и находящуюся на противоположном берегу церковь Анастасова монастыря. Сначала деревянный, во второй половине XVII века он становится каменным. В 1669-1675 годах в монастыре строится жемчужина тульского зодчества - Богородице-Рождественская церковь. Монастырь просуществовал до второй половины XVIII века, поддерживаемый вкладами прихожан - и богатыми, и самыми простыми.
По времени создания вслед за Богородицкой идет Никольская церковь в с. Николо-Жупань, относящаяся к концу XVII - началу XVIII вв. Большинство других церквей построены XIX веке. Интересна Покровская церковь в с. Болотском, созданная в 1802-1830гг., по проекту архитектора Бреме.

В XVI-XVII веках из рода князей Одоевских вышли 13 бояр, но уже при Иване Грозном их потомки навсегда покинули город - после смерти замученного по царскому указу Никиты Романовича Одоевского. Перестав быть центром княжества, город постепенно приходит в упадок. В "дозоре" 1645 года о нем говорится: "В Одоеве город ветх, на городе и на башне верхов нет, мост городовой и обламы сгнили и в приход воинских людей к Одоеву по тому городовому мосту наряды устроить и колья и каменья наготовить и людям стоять нельзя. В городе же воды нет. А для воды сделан был из города к Упе реке тайник, и тот тайник сгнил и завалился. Острог в многих местах погнил, да около острога ров засорился и частник и надолбы сгнили. Да острожных две башни от рва вода подмыла..."
В 1777 году Одоев стал уездным центром; в нем насчитывалось 13 улиц и переулков, 17 лавок, 3 соборных церкви и 4 приходских (из них три - каменные); обывательских домов насчитывалось З6, для увеселения мещан действовало 6 питейных заведений в городе и два в уезде. В уездном центре проживало 129 купцов, 548 мещан, 8 мастеровых и 164 пашенных солдата (так назывались военнослужащие, несшие охрану города и за службу наделенные землей). Подсчитывая население того или иного города, надо иметь в виду, что отечественная статистика учитывала только лиц мужского пола. Промышленности фактически не было, если не считать одного солодовенного завода и одну пивоварню. Одоев был городом преимущественно купеческим, из Калуги в Одоев по Упе гоняли барки с пиленым лесом, а обратно их загружали пенькой и разным зерном. Река Упа была полноводна и обильна раками и всякой рыбой - стерлядью, судаками, лещами, голавлями, не считая такой ерунды, как щука, плотва и разная мелочь.
Во второй половине XVIII века в Петербурге была учреждена Комиссия строений - так распорядилась Екатерина II, - которой в 1766 году было поручено составление "регулярных планов" всех городов России. За короткое время Комиссией были разработаны и представлены на утверждение более четырехсот генеральных планов губернских и уездных городов! В их числе оказался и Одоев, "генеральный план" которого был утвержден в 1779 году
Архитектор В. Н. Уклеин отмечает, что план этот, в общих чертах сохранившийся до наших дней, "искусно подчинен топографии местности". Упа и впадающий в нее теперь пересохший ручей Хлевенка ограничивают высокое плато, имеющее форму почти правильного равнобедренного треугольника, на "вершине" которого раньше стояла Одоевская крепость. "Приняв биссектрису угла за основную ось симметричной композиции", авторы плана сделали ее основной улицей города. К югу от места, где стояла крепость, они запроектировали восьмиугольную площадь для размещения "присутственных мест", "прочих казенных строений" и "домов с лавками". От площади расходились три луча, перспективу которых замыкала стоявшая на возвышении Преображенская церковь, к сожалению, не сохранившаяся. В начале XIX века в Одоеве насчитывалось около двух тысяч жителей, семь церквей, семь питейных домов, шесть заводов, в 1838 году здесь была открыта первая в Тульской губернии женская гимназия.
Одним из старых поселений одоевской земли, находящимся в 8 км от Одоева, является с. Филимоново - один из древнейших гончарных и игрушечных центров России, истоки которого восходят еще к неолитической Белевской культуре. По некоторым местным преданиям, художественный промысел получил свое название от основателя деревни гончара Филимона. Из филимоновской глины изготавливали много продукции - разную посуду, игрушки, причем игрушки эти были только свистульки для праздников: зверюшки, птицы, кони, барышни, солдаты многое другое. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистульки. А солдаты держат под мышками гусей, в некоторые тоже можно свистеть.

Местная глина, имеющая особые свойства, диктовала свои условия, отсюда и удлиненные пропорции фигур. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Пока глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать, вытягивать, меняются ее пропорции. Роспись игрушек ведется и в наше время не кисточкой, а гусиным пером. Над созданием знаменитой игрушки работали и работают многие поколения мастериц. В 1984 году открыта мастерская по ее изготовлению в Одоеве, делают игрушку и в Туле.
1939 году Одоев, всегда называвшийся городом, а когда-то даже столицей Одоевского княжества, по непонятным причинам был переименован в село, а потом в рабочий поселок. Сегодня здесь живут более шести тысяч человек, и, что нетипично в наши дни, - треть из них дети. Для них в городе есть Художественная школа. А для всех одоевцев - городской духовой оркестр. И чудесный музей. Его создатель и директор Иван Васильевич Папунен, почетный гражданин Одоева, приехал сюда много лет назад из Ленинграда. В музее - макет Одоевской крепости, старые камни и вещи, удивительная керамика - и традиционная филимоновская игрушка.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie